Профессиональные риски в области охраны труда

Профессиональны риски

Зачем проводить оценку профрисков и мероприятия по управлению ими

Профессиональные риски в области охраны труда – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ (статья 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Риски, связанные с опасностью для жизни и здоровья работников должны иметь первостепенную важность для работодателя.
В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению данных мероприятий.

Основные этапы проведения работ по идентификации и оценке профессиональных рисков.

Оценка риска – структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

Оценка рисков труда
  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных чек-листов для подразделения (рабочего места);
  • Проведение аудита рисков;
  • Оформление карт идентификации рисков;
  • Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

При оценке рисков используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков. Единой методики оценки рисков нет, организация самостоятельно определяет для себя наиболее приемлемый вариант.

Почему необходимо управлять рисками?

Персонал – это самый ценный ресурс предприятия, поэтому работодатель должен предпринимать всевозможные меры по сохранению жизни и здоровья своих сотрудников.

Для того, чтобы предупредить наступление опасной ситуации, необходимо рассматривать потенциальные причины, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия. Для этого в организации должна быть создана система управления рисками, позволяющая выявлять профессиональные риски, проводить их оценку и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение тяжести последствий этих рисков или их полное устранение.

Для чего нужна оценка рисков?

оценка профессиональных рисков

Распределение рисков по значимости позволит определить приоритеты, то есть выявить только те риски, которыми необходимо управлять в первую очередь. Соответственно и финансовые ресурсы необходимо сосредоточить на реализации мероприятий, направленных на устранение значимых (высоких) рисков или на снижение тяжести их последствий.

Следует учитывать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей с 2018 года в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Наши клиенты

Бесплатная консультация и точный
расчет стоимости

Задать вопрос